Правила закупок: как новые «упрощения» усложнят процесс

04.10.2019

Алексей Кот

Mind

Правила закупок: как новые «упрощения» усложнят процесс

 

Новая редакция закона «О публичных закупках», которую приняла Верховная Рада 19 сентября 2019 года, 1 октября была передана на подпись президенту Владимиру Зеленскому.

Авторы закона считают, что он адаптирует законодательство в сфере закупок в соответствии со стандартами ЕС.

Кроме того, в пояснительной записке к соответствующему законопроекту (№1076отмечается, что невыполнение взятых Украиной международных обязательств по приведению национального законодательства в сфере публичных закупок в соответствие со стандартами ЕС, в частности внесение соответствующих изменений в закон, может привести к негативной реакции со стороны Евросоюза и повлиять на принятие решения международными партнерами о предоставлении Украине макрофинансовой помощи.

Действительно ли новые изменения позволят усовершенствовать процедуру закупок и что осталось без внимания законодателей, Mind рассказал управляющий партнер юридической фирмы «Антика» Алексей Кот.

Новая редакция Закона Украины «О публичных закупках» является достаточно противоречивым документом. С одной стороны, внесен ряд важных и позитивных изменений в регулирование процедуры закупки, которые давно ждал рынок. С другой – многие положения являются по меньшей мере неоднозначными. Практический эффект от отдельных новаций можно будет оценить только после их реализации на практике.

О «жизненном цикле стоимости»

Среди важных положительных нововведений стоит отметить расширение критериев оценки. Формально закон и сейчас предусматривает возможность введения дополнительных критериев оценки, однако на практике эти положения почти не применяются, так как разработать объективные дополнительные индикаторы, которые можно «оцифровать», то есть привести к ценовому показателю, довольно сложно.

Зато новая редакция закона предусматривает новый, достаточно понятный и простой для применения критерий – «стоимость жизненного цикла». Фактически это цена, которая включает в себя затраты на применение и обслуживание предмета закупки в течение определенного заказчиком срока.

Такое нововведение, с одной стороны, является положительным, поскольку дает возможность более гибко подходить к выбору победителя. С другой – дает широкое поле для манипуляций. Ведь пока неизвестно, каким образом заказчики будут добиваться предоставления участниками тендера, например, заявленных цен на обслуживание приобретенного оборудования.

Что будет, если цены на запчасти, указанные участниками в тендерном предложении, по факту будут выше?

Следует помнить, что преимущественно вопрос о несоответствии цен на дополнительные услуги, запасные части и т. д. возникает значительно позже, чем была произведена закупка. К тому времени от участника торгов может остаться лишь «пустая» компания без денег и активов.

Работа над ошибками

Еще одним долгожданным нововведением стала возможность исправлять ошибки в представленных документах. Его цель –  устранить вероятность отклонения предложения по формальным основаниям – из-за отсутствия страницы в копии документов, неправильного оформления справки и т. д. Правда, новая редакция закона преимущественно вызывает вопросы к формулировке соответствующей нормы.

В частности, статья 29 закона предусматривает направление запроса на устранение ошибок только в случае обнаружения «несоответствия в информации и/или документах, которые поданы участником в тендерном предложении и/или предоставление которых требовалось тендерной документацией». При этом такие несоответствия должны касаться документов:

  1. подтверждающих соответствие участника размещения заказа квалификационным критериям согласно статье 16 закона;
  2. подтверждающих право подписи тендерного предложения и/или договора о закупке.

Но можно ли считать, в частности, несоответствием предоставление копии не всех страниц документа, отсутствие какого-то формального реквизита на справке (например, даты)? Поэтому пока вопрос, что именно следует считать несоответствиями, остается открытым.

Стоит отметить, что прямое значение слова «несоответствие» предполагает наличие разногласия, различной информации по одному и тому же вопросу. Поэтому нельзя исключать, что на практике несоответствием будет считаться только прямое противоречие в документах.

О будущих результатах «упрощения» процедуры

Среди нововведений, результаты которых пока трудно оценить, следует упомянуть новую «упрощенную» процедуру закупки. С одной стороны, ее необходимость вполне очевидна. С другой, предусмотренные для этой процедуры сроки фактически делают ее закупкой «для своих». Ведь за 5 рабочих дней, установленных законом для подачи предложения, найти закупку в системе и своевременно подготовить все документы сможет только компания, которая будет ежедневно мониторить площадку.

Другим спорным нововведением является создание централизованных организаций. Идея неплохая – дать возможность закупить стандартные для заказчиков товары централизованно одной процедурой. Это позволит уменьшить стоимость (за счет большей оптовой скидки) и теоретически усилить контроль за «мелкими» закупками.

В то же время, каким образом будет действовать такая организация, должен определить Кабинет Министров Украины. Впрочем, учитывая украинские реалии государственных закупок, такая схема может стать просто новым централизованным инструментом для «освоения» бюджетных средств в увеличенном масштабе.

О чем забыли законодатели

Новая редакция закона также содержит немало более мелких новелл, которые в основном направлены на совершенствование процедуры закупки в целом и закрытие выявленных в процессе деятельности пробелов. Впрочем, критических изменений в процедуры, которые бы существенно уменьшали возможности оформление закупки «для своей» компании, принятый закон не содержит. Поэтому основная проблема процедуры госзакупок остается открытой.

Нерешенным остался и вопрос совершенствования деятельности органа обжалования. Ранее неоднократно высказывалось мнение, что Антимонопольный комитет Украины в рамках постоянно действующей коллегии физически не способен обслуживать весь массив жалоб со всей Украины, а заказчикам/жалобщикам из регионов не всегда удобно приезжать в Киев на рассмотрение жалобы. Поэтому чрезвычайно актуален вопрос формирования территориальных органов обжалования, которые могли бы взять на себя жалобы по закупкам меньшей стоимости, разгрузив таким образом АМКУ. К сожалению, в этом направлении пока сдвигов нет.