Пан или проиграл: как успешно оспорить результаты госзакупок

04.03.2020

Александр Третьяков

Mind.UA

Об основных нюансах процедуры обжалования, которые существенно увеличивают шансы на успех

Пан или проиграл: как успешно оспорить результаты госзакупок

Кабмин начал реформу государственных закупок. В правительстве уверяют, что вскоре закупки будет совершать меньшее количество людей, но более профессиональных. Кроме того, введут периодическое тестирование на полиграфе тех, кто принимает решение о закупках.

Пока же компании, участвующие в госзакупках, порой сталкиваются с необходимостью обжалования их результатов.

Как добиться успешного обжалования и каковы существенные нормы и правила этой процедуры, рассказал Mind старший юрист юридической фирмы «Антика» Александр Третьяков.

С каждым годом количество жалоб по результатам государственных закупок растет. Действующее законодательство устанавливает достаточно простой и прозрачный путь для обжалования решений, действий или бездействия заказчика тендера. Чтобы увеличить шанс на положительный результат рассмотрения вашей жалобы, следует знать и соблюдать определенные нормы и правила.

Уполномоченный органом, принимающий жалобы на действия заказчиков государственных закупок, – Антимонопольный комитет Украины в составе постоянно действующей коллегии из трех государственных уполномоченных. По данным АМКУ, в период с 2014 по 2018 год количество жалоб возросло более чем в восемь раз. Так, в 2018 году в коллегию поступило 7786 жалоб, 58% из них удовлетворили полностью.

Процедура обжалования результатов госзакупок почти в полном объеме осуществляется через систему ProZorro. Именно через нее следует подавать жалобы. Примеры (шаблоны) наиболее распространенных жалоб и описание процедуры обжалования можно найти на сайте.

Самые распространенные нарушения:

  • о дисквалификации участника – подаются в случаях, когда тендерное предложение было неправомерно отклонено заказчиком;
  • о дискриминационных/незаконных требованиях заказчика закупки – подаются, если требования заказчика являются дискриминационными или незаконными;
  • о заговор участников – подаются в случаях, когда есть основания считать, что участники тендера сговорились между собой (процедура рассмотрения таких жалоб не регулируется законодательством в сфере публичных закупок).

О сроках обжалования

Чтобы не «пролететь» с жалобой, нужно подать ее в сроки, определенные законом. Они зависят от стадии процедуры госзакупки.

  • Не позднее чем за 4 дня до даты подачи тендерных предложений подаются жалобы, которые касаются тендерной документации и/или решений, действий или бездействия заказчика закупки. Их следует подать до истечения срока для подачи тендерных предложений.
  • В течение 5 дней со дня публикации на ProZorro протокола рассмотрения тендерных предложений подаются жалобы, касающиеся решений, действий или бездействия заказчика закупки. Подавать их необходимо после рассмотрения тендерных предложений на соответствие техническим требованиям и квалификационным критериям.
  • В течение 10 дней со дня опубликования на ProZorro уведомления о намерении заключить договор, но до дня заключения договора о закупке подаются жалобы, касающиеся решений, действий или бездействия заказчика закупки. Их следует подавать после оценки предложений участников.

Процедурные вопросы

Постоянно действующая коллегия АМКУ рассматривает жалобы в течение трех рабочих дней с даты ее подачи. После чего выносит вердикт – принимать к рассмотрению или отклонить. Если жалобу приняли к рассмотрению, тогда процедура закупок приостанавливается до вынесения решения АМКУ.

Саму же жалобу комитет должен рассмотреть в течение 15 рабочих дней. В большинстве случаев рассмотрение жалобы назначается через 5–10 дней с даты ее подачи и проходит в одно заседание коллегии, которая находится по адресу головного офиса АМКУ: Киев, ул. Василия Липковского, 45.

Один из проблемных моментов работы системы – заказчикам и участникам из регионов часто неудобно или дорого направлять в Киев представителя, который будет участвовать в заседании АМКУ, особенно если сумма закупки сравнительно невелика.

Решения АМКУ вступают в силу со дня их принятия и являются обязательными для исполнения заказчиками, лицами, которых они касаются.

Законом «О публичных закупках» также предусмотрено и второе звено обжалования. Если участник закупок не согласен с решением АМКУ, в течение 30 дней он может подать жалобу в суд. Правда, есть одно «но» – это длинная и дорогостоящая процедура по сравнению с обжалованием через АМКУ. Поэтому такой инструмент используют редко.

Важные моменты

Многие участники и заказчики тендеров жалуются, что при рассмотрении жалоб комитет принимает во внимание преимущественно формальные признаки. Это следует учитывать и очень тщательно готовить предложения.

Чтобы подготовить качественную и эффективную жалобу на решение, действия или бездействие заказчиков тендера, а также повысить шансы на ее успешное рассмотрение, следует выполнять следующие правила:

  • Соблюдайте нормативные требования к содержанию жалобы, установленные ст. 18 Закона «О публичных закупках». Иначе ваша жалоба может остаться без рассмотрения.
  • Пользуйтесь шаблонами жалоб, которые размещены на сайте ProZorro. Это упростит работу в процессе подготовки, позволит структурировать содержание жалобы и подготовить «привычный» для органа обжалования формат документа.
  • Обязательно добавьте к жалобе платежный документ о внесении платы за обжалование с отметкой банка о проведении платежа. За подачу жалобы по процедуре закупки товаров или услуг оплачивается сбор в размере 5000 грн, за подачу жалобы по процедуре закупки работ – 15 000 грн.
  • Старайтесь сделать текст жалобы максимально информативным. Указывайте только те обстоятельства и факты, которые действительно указывают на наличие перечисленных вами нарушений и обосновывают ваши требования.
  • Укажите в жалобе, каким образом решения, действия или бездействие заказчика закупки нарушают ваши законные права и интересы. Обосновывайте, почему вы так считаете. Это очень важно в случае подачи жалобы на дискриминационные условия или другие нарушения тендерной документации.
  • Помните о сроках обжалования и не пытайтесь «вскочить в последний вагон». Поскольку жалобы, поданные после окончания срока обжалования, автоматически не принимаются системой электронных закупок. И еще один важный момент: жалобы подаются исключительно в электронной форме, а технологии обладают способностью сбоя.
  • Сделайте жалобу «удобной» для работников АМКУ: «подсветите» обстоятельства и факты, которые, по вашему мнению, подтверждают вашу позицию; подайте в качестве отдельных приложений к жалобе документы и материалы, на которые ссылаетесь и считаете, что они подтверждают вашу позицию и могут повлиять на положительное рассмотрение дела;
  • укажите в «шапке» жалобы идентификатор закупки в системе ProZorro. Распечатайте приложения и ссылки, которые делаете по тексту заявления.

Соблюдение таких простых и одновременно важных рекомендаций хотя полностью и не гарантирует положительного результата, но существенно повышает ваши шансы на успех.