Дивиденды по-новому: что изменил закон об ООО для участников этих обществ

02.08.2018

Алексей Кот

M!nd UA, 02.08.2018

Текст статьи доступен на украинском языке 

Принятие нового Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и вступление в силу в середине июня определенным образом повлияло на процедуру выплаты дивидендов в 2018 году. Закон вводит ряд положений, которые ранее законодательством не предусматривались, но отныне корректируют эту процедуру. Алексей Кот, д.ю.н., управляющий партнер ЮФ «Антика», специально для Mind рассмотрел нововведения более подробно и объяснил, что они означают для участников обществ с ограниченной ответственностью.

Прежде всего, изменился порядок принятия решения о выплате дивидендов. Теперь для этого требуется большинство голосов всех участников общества. Ранее же решение принималось большинством присутствующих на собрании.

Также стоит отметить, что выплата дивидендов в иной форме теперь возможна только по одноголосному решению участников общества.

Еще одним важным нововведением стало четкое определение случаев, когда дивиденды не могут быть выплачены:

1) если общество не осуществило расчетов со своими участниками в связи с прекращением их участия в обществе или с правопреемниками участников общества;

2) если имущества общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых наступил, или будет недостаточно в результате принятия решения о выплате дивидендов или осуществления выплаты.

Следует отметить, что второе основание привязывается не к формальному статусу общества (например, состояние банкротства), а к фактическому наличию у компании средств.

При этом, кроме закрепленных в законе случаев, норма дает участникам право предусмотреть в Уставе дополнительные случаи, когда выплата дивидендов запрещена.

Еще одним критичным изменением стало установление солидарной ответственности членов исполнительного органа, которые искажали данные финансовой отчётности, что привело к уменьшению размера дивидендов, выплачиваемых участникам. Ранее подобное положение можно было закрепить лишь в трудовых контрактах таких лиц, фактически оставляя этот вопрос на предусмотрительность участников.

Что касается вопроса о валютно-финансовых ограничениях на выплату дивидендов, которые были установлены НБУ, на данный момент кардинальных изменений нет. Ранее действующее правило, разрешающее выплату дивидендов за периоды до 2016 года в размере до 5 млн долларов США в месяц, было продлено на 2017 год. Сам же размер платежа увеличен до 7 млн долларов.

Несмотря на установленные ограничения, указанная норма, введенная в 2017 году, – явное улучшение по сравнению с установленным ранее запретом, разрешавшим выплату дивидендов исключительно по акциям компаний, которые обращались на бирже.

Интересно будет проследить, как сформируется судебная практика по вопросу выплаты дивидендов в случаях, когда общество не имело права этого делать. В частности, критичным будет вопрос: имеет ли право кредитор общества подавать иск об отмене решения общего собрания о выплате дивидендов (то есть по корпоративному вопросу), не будучи его участником. И кто в этом случае должен выступать ответчиком – общество, участник, получивший дивиденды, или оба лица сразу.

В целом же изменения в процедуре выплаты дивидендов можно охарактеризовать положительно, поскольку они призваны уменьшить возможности для злоупотреблений. Хотя нельзя сказать, что нововведения значительным образом отразятся на процедуре выплаты или правах участников в части получения дивидендов – изменения носят скорее эволюционный характер, устраняя отдельные пробелы регулирования, которые существовали ранее.