Выходцам из Донбасса ГФС не даст поработать директорами и бухгалтерами

20.08.2019

Александра Федоренко

МИНПРОМ

Налоговики вот уже десять дней по-новому оценивают плательщиков, чьи налоговые накладные (НН) могут быть заблокированы. С 8 августа действуют обновленные критерии рискованности налогоплательщика и проводимых им операций (письмо ГФС № 1962/99-99-29-01-01 от 07.08.2019 г.). Кроме того, в ГФС расширили перечень кодов товаров и услуг, которые попадают в «зону риска» и требуют проверки по критериям рискованности проведения операции при осуществлении мониторинга. А также перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика.

В целом, новые критерии тождественны ранее действовавшим нормам, но есть несколько важных отличий, на которые обращают внимание опрошенные UBR.ua юристы.

Кто теперь в зоне риска

Новые критерии рискованности плательщика налогов отличаются от ранее действовавших всего несколькими пунктами. Как отметила UBR.ua юрист, адвокат практики разрешения налоговых споров KPMG Law Ukraine Яна Базя, самое тревожное новшество заключается в том, что теперь налогоплательщик будет признаваться рискованным, если его должностное лицо зарегистрировано по адресу, находящемуся на временно оккупированных территориях в Донецкой, Луганской областях, а также в АР Крым и Севастополе.

ГФС запретят блокировать налоговые накладные по нынешним критериям риска

«Выходит, что граждан с такой пропиской, в том числе внутренне перемещенных лиц, теперь фактически опасно принимать на должность директора или бухгалтера», — говорит юрист.

Причем в эту категорию, по словам финансового аналитика Eterna Law Зои Кравченко, подпадают и другие лица, имеющее право подписи (согласно данным Единого госреестра предприятий) и зарегистрированные на оккупированных территориях в понимании закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины».

В то же время ново созданные плательщики НДС теперь не должны вызывать подозрений. Адвокат, консультант по налоговым вопросам юридической компании Riyako&Partners Андрей Тимонов обращает внимание, что соответствующий пункт критериев «налогоплательщик зарегистрирован плательщиком НДС менее трех месяцев» — был вычеркнут.

Больше внимания товару

Что касается перечня операций, которые соответствуют критериям рискованности, то он увеличился на две позиции.

Как пояснил советник ООО «Актио» Валерий Белкин, речь идет о критериях, касающихся корректировок расчетов, проводимых плательщиками. В частности, если в расчете корректировки, поданном на уменьшение налоговых обязательств по НДС, величина остатков товара превышена. Проще говоря, по документам выходит, что предприятие купило товара больше, чем его должно быть на складе с учетом объема реализации.

Второе дополнение — если расчет корректировки на уменьшение налоговых обязательств по НДС к налоговой накладной, выписанной в адрес неплательщика НДС, подан позднее, чем через 14 дней с момента регистрации такой НН.

В перечне кодов товаров и услуг, которые применяются для определения соответствия налоговых накладных критериям рискованности, часть кодов, связанных с услугами, была исключена, но добавлены новые коды, связанные с товаром. Основные изменения коснулись Перечня кодов товаров УКТВЭД, который был расширен с 64 до 106 кодов.

Штрафы по налоговым накладным можно спокойно обжаловать. Фискалы передергивают

«Вообще, даже сложно объяснить данный перечень выбранных товаров, затрагивающий все сферы «жизнедеятельности человека». «Спорт» — весь инвентарь и вообще все, что связано со спортом. «Рыбалка», «игрушки» — включая детские коляски и разные головоломки. «Посуда», «одежда», «обувь», — уточнил Валерий Белкин. Не упустили из внимания и дамские сумочки и гигиенические прокладки и даже «позарились на святое» — детские подгузники.

«Среди изменений в показателях, по которым определяется позитивная налоговая история, — изменились даты и периоды, на которые следует обратить внимание», — напоминают в KPMG Law Ukraine.

Исключение из списка

Информацию о внесении/исключении из перечня рисковых сам плательщик может увидеть в своем электронном кабинете.

По словам Зои Кравченко, каждое предприятие может быть быстро исключено из реестра — почти за один день. Как только плательщик перестает соответствовать критериям рисковости (по части регистрации на подставных лиц или потерянных документов), его исключают из перечня в день появления такой информации.

Как разделение ГФС скажется на украинском бизнесе

По остальным критериям, в том числе, когда у фискалов есть информация о возможных нарушениях, то плательщика исключают из перечня рисковых субъектов хозяйствования по решению комиссий главных управлений ГФС в областях. Киеве и Офисе крупных налогоплательщиков.

Соответствующим изменениям подвергся ненавистный всем п. 1.6 критериев, согласно которому комиссии могут рассматривать вопрос об установлении рисковости плательщика в случае выявления признаков рисковости, перечисленных в этом п. 1.6.

«В пункте 1.6 рискованности общая формулировка, которая может развязать руки контролирующим органам: в органах ГФС имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе текущей деятельности при реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций, определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленной на регистрацию налоговой накладной/расчета корректировки», — говорит Кравченко.

Теперь акцент смещен на конкретную хозоперацию, указанную в поданной на регистрацию НН/РК. Соответственно, «авансом» (до подачи такой НН/РК) или другим причинам, например, «уплачено мало налогов» присвоить рисковость по этому критерию (наличие некой информации у ГФС) нельзя.

Чего ждать дальше

Юристы сходятся во мнении, что раз существенных изменений не произошло, ситуация с блокировкой налоговых накладных останется такой же, как и раньше. И во многом появление новых критериев связано с признанием судами незаконности соответствующих писем ГФС и частично — постановления КМУ.

«Письма с критериями рискованности налогоплательщика может служить формальным основанием для неприменения выводов судов, которыми признавались противоправными и отменялись именно Критерии рискованности налогоплательщика, определенные в письме ГФС от 05.11.2018 под № 4065/99-99-07-05-04-18 поскольку обновленные критерии рискованности налогоплательщика юридически является новым документом», — пояснил Андрей Тимонов.

Украинский бизнес беспощадно штрафуют за простые нарушения: главные ошибки ФЛП

Старший юрист ЮФ «Антика» Александра Федоренко полагает, что незаконность определения критериев рискованности может быть самостоятельным обоснованием при обжаловании решений ГФС в связи блокированием налоговых накладных. Такой подход полностью соответствует позиции Верховного суда при рассмотрении данной категории дел.

Судебные перспективы

  • По Налоговому кодексу порядок блокировки НН и его основания определяет Кабмин. Такой порядок был утвержден постановлением КМУ от 21 февраля 2018 года №117. Но там не были указаны конкретные критерии оценки степени рисков, достаточные для приостановления регистрации налоговых накладных. Вместо этого п.10 Порядка №117 предусмотрен определенный алгоритм определения таких критериев ГФС при согласовании с Минфином.
  • В марте прошлого года ГФС своими письмами утвердила такие критерии (они были согласованы с Минфином при условии, что будут пересмотрены через месяц), но без соблюдения регуляторных процедур. Но письма не являются нормативно-правовыми актами, на что указал в своем постановлении от 02.04.2019 (дело №822/1878/18) Верховный Суд.
  • В ноябре прошлого года ГФС опубликовала обновленные Критерии от 05.11.2018 опять-таки в форме письма. В решении Окружного административного суда города Киева от 26.04.2019 (дело 3640/1240/19) суд указал, что Критерии опять сформированы письмом ГФС и не согласованы Минфином, что противоречит требованиям п.10 Порядка №117. Они не были зарегистрированы в Минюсте, а потому не могут применяться. На данный момент дело находится на стадии апелляционного обжалования.
  • Кроме того, в решении от 05.06.2019 (дело №826/12108/18) Окружной административный суд города Киева признал противоправными и недействительными п.10, п.20 и п.21 Порядка №117. Суд в очередной раз подчеркнул, что письма министерств, иных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами в понимании ст.117 Конституции Украины, следовательно, не являются источником права согласно ст.7 КАС Украины. На данный момент дело находится на стадии апелляционного обжалования.
  • «Если это решение Окружного админсуда г. Киева устоит на уровне апелляционной инстанции (возможна ведь еще и кассация), то критерии, утвержденные новым письмом налоговиков, не будут порождать никаких правовых последствий для плательщика налогов, а отказ в регистрации налоговых накладных будет незаконным», — говорит Яна Базя.

Это будет значить только одно — комиссии регионального и центрального уровня не смогут отказывать в регистрации налоговых накладных, ссылаясь на п. 20 Порядка, утвержденного Постановлением КМУ № 117. Соответственно, конкретное предприятие, может добиться отмены блокировки своих накладных, ссылаясь на аргументы прежних решений судов.

Впрочем, по словам юриста, плательщик налогов, чьи права будут нарушены применением новых критериев, может обратиться в суд на тех же основаниях, не дожидаясь окончательного решения в деле №826/12108/18, и обязать ГФС зарегистрировать налоговую накладную, в регистрации которой было отказано.

Следует помнить, что суд также обязал Кабмин принять новый нормативно-правовой акт, который бы соответствовал Налоговому кодексу на замену постановлению №117, признанного противоправным частично. Поэтому, есть вероятность законодательных изменений в порядок блокировки налоговых накладных и принятия Критериев рискованности в надлежащем порядке, чтобы обеспечить возможность дальнейшего функционирования СМКОР.