Разрешения на строительство в электронной системе. Что изменится

07.10.2019

Александр Буртовой

НВ Бизнес

Попытка сделать предоставление административных услуг в сфере строительства клиентоориентированным

Представьте себе, что вы хотите построить дом, или являетесь застройщиком. С каким количеством «бумажек», разрешений, «разрешений» на разрешения» вы столкнетесь На сегодня это довольно внушительный перечень, отягчающий жизнь всем, кто сталкивается с проблемой.

Административные услуги, предоставляемые государством гражданам и бизнесу, согласно действующему законодательству, должны базироваться на принципах открытости и прозрачности, оперативности и своевременности, рациональной минимизации количества документов и процедурных действий, которые требуются для получения административных услуг, доступности и удобства для субъектов обращений.

Однако сегодня предоставление административных и других определенных законом услуг в сфере строительства не является клиентоориентированным. Сложившаяся система удобна именно для органов, которые их предоставляют, и запутана, сложна и перегружена процедурами для потребителей. На сегодня она ориентирована не на потребителя, а на субъектов предоставления таких услуг и нуждается в реформировании.

С какими сложностями и проблемами вы столкнетесь сегодня, пытаясь получить любые разрешения или документацию в сфере строительства.

Попробуем привести перечень проблем, ожидающий заказчика документации в этой сфере:

— ограниченный выбор способа подачи документов для получения ряда административных и других определенных законом услуг (невозможность представления документов в электронной форме для получения градостроительных условий и ограничений, строительного паспорта застройки земельного участка, документов разрешительного характера, прекращение действия лицензии на выполнение строительных работ, проведение аттестации ответственных исполнителей работ, проведение технической инвентаризации)

 — отсутствие консолидированной и систематизированной информации об участниках строительства, состоянии строительства, жизненном цикле объектов строительства, законченных строительством объектов (начиная с выдачи градостроительных условий и ограничений и заканчивая сносом объекта).

 — расходование значительного времени и материальных ресурсов на сбор документов, необходимых для получения административных услуг в сфере строительства из-за отсутствия электронного взаимодействия между субъектами предоставления административных услуг в сфере строительства;

 — отсутствие единого электронного ресурса для получения услуг в сфере строительства в электронной форме;

 концептуальные разногласия классификатора зданий и сооружений (КБС) и классификатора видов целевого назначения земель (КВЦПЗ) в части градостроительных функционалов;

 — функциональные различия материалов технической инвентаризации зданий и сооружений с правоустанавливающими документами и градостроительной документацией.

 — неудобное время приема документов для получения административных услуг (например, прием для получения документов разрешительного характера осуществляется Госархстройинспекцией четыре раза в неделю);

 — невозможность представления по территориальному принципу документов для получения разрешения на выполнение строительных работ и сертификатов о принятии объектов в эксплуатацию в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относящихся к объектам с незначительными (СС1), средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, расположенных за пределами населенных пунктов и на территории нескольких административно-территориальных единиц, в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) относящихся к объектам со средними последствиями (СС2), расположенных в пределах сел, поселков и городов (кроме городов, являющихся административными центрами областей, городов с численностью населения более 50 000, городов Киева и Севастополя), а также в отношении всех объектов, по классу последствий (ответственности) относящихся к объектам со значительными последствиями (СС3), расположенных в пределах населенных пунктов (представление документов только в г. Киеве и только в бумажной форме).

Вопрос дерегуляции строительной отрасли — один из главных в экономических реформах. В авторитетном рейтинге Doing Business Всемирного банка, первым из десяти критериев, по которым оцениваются прозрачность бизнеса, является «Получение разрешений на строительство». Надо отдать должное новой власти, она действительно начала ряд важных экономических реформ, направленных на дерегулирование и получение большей прозрачности процедур для потребителя.

Ключевые месседжи проекта Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования порядка предоставления административных услуг в сфере строительства и создания Единой государственной электронной системы в сфере строительства:

 — создание Единой государственной электронной системы в сфере строительства в составе градостроительного кадастра

 — внедрение электронного взаимодействия между государственными электронными информационными ресурсами, субъектами предоставления административных услуг в сфере строительства для получения административных услуг по принципу «единого окна»;

 — введение единого порядка присвоения и изменения адресов объектам недвижимого имущества.

 — введение идентификатора объекта строительства и завершенного строительством объекта, который будет неизменными в течение жизненного цикла объекта;

 — представление документов в электронной форме для получения всех административных и других услуг в сфере строительства, а также получение таких услуг в электронной форме 24 часа в сутки 7 дней в неделю

 — сокращение перечня документов, представляемых для получения административных услуг в сфере строительства;

 — введение получения результатов предоставления административных услуг в электронной форме, получение бумажного экземпляра только по желанию;

 — оплата административных услуг в сфере строительства, штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности с помощью электронной системы;

 — включение в электронную систему контрольных экземпляров строительных норм, обязательных для выполнения национальных стандартов, других нормативных документов технического характера, которые являются обязательными для выполнения в соответствии с законом;

 — введение открытого доступа к информации, содержащейся в электронной системе (кроме персональных данных), через портал электронной системы.

Предполагается, что после принятия законопроекта электронная система будет запущена в 2 этапа: в течение 1 года заработают функции, связанные с экспертизой проектной документации, получения различного рода сертификатов, проведения техинвентаризации и др., а второй этап — получение исходных данных, градостроительных условий и ограничений, технических условий — будет запущен в течение 2 лет.

Эксперты прогнозируют, что диджитализация в сфере строительства повлияет на всех: она будет иметь значительное влияние как на госорганы, так и на бизнес в различных отраслях связанных со сферой строительства, так и на физических лиц. После внедрения предложенного нововведения, прямое общение застройщика и чиновника будет сведено к минимуму, что приведет к более прозрачной деятельности, например, ГАСК.

Общественность увидит сроки рассмотрения документов, основания для отказа в выдаче разрешения на проведение строительных работ. Электронный кабинет также позволит застройщику без бюрократических проволочек при необходимости обжаловать любое решение госорганов. В свою очередь, покупатель жилья сможет увидеть всю актуальную информацию об объекте строительства, начиная от получения застройщиком градостроительных условий и ограничений до ввода объекта в эксплуатацию.