Публичные закупки. Перезагрузка?

16.10.2019

Алексей Кот

НВ Бизнес

Верховная Рада приняла новую редакцию Закона Украины О публичных закупках. Принесет ли это кардинальные изменения, попробуем разобраться

Новая редакция Закона Украины «О публичных закупках» является достаточно противоречивым документом. С одной стороны, внесен ряд важных и позитивных изменений в регулирование процедуры закупки, которых давно ожидал рынок. С другой — многие положения, по меньшей мере, неоднозначны. Практический эффект от отдельных новаций можно будет оценить только после их реализации на практике.

Так, среди важных положительных нововведений стоит отметить расширение критериев оценки. Формально закон и сейчас предусматривает возможность введения дополнительных критериев оценки, однако на практике эти положения почти не применяются, так как разработать объективные дополнительные индикаторы, которые можно «оцифровать», то есть привести к ценовому показателю, довольно сложно.

Зато новая редакция закона предусматривает новый достаточно понятный и простой для применения критерий — стоимость жизненного цикла. Фактически, это цена, которая включает в себя затраты на применение и обслуживание предмета закупки в течение определенного заказчиком срока.

Такое нововведение с одной стороны является положительным, поскольку дает возможность более гибко подходить к избранию победителя. С другой — дает широкое поле для манипуляций. Ведь пока неизвестно, каким образом заказчики будут добиваться предоставления участниками тендера, например, заявленных цен на обслуживание приобретенного оборудования. Что будет, если цены на запасные части, указанные участниками в тендерном предложении, по факту будут выше?

Следует помнить, что преимущественно вопрос о несоответствии цен на дополнительные услуги, запасные части и т. п. возникает значительно позже, чем была произведена закупка. К тому времени от участника торгов может остаться только «пустая» компания без денег и активов.

Еще одним долгожданным нововведением стала возможность исправления ошибок в представленных документах. Она имеет за цель устранить вероятность отклонения предложения по формальным основаниям — из-за отсутствия страницы в копии документов, неправильного оформления справки и тому подобное. Правда, новая редакция закона вызывает преимущественно вопросы к формулировке соответствующей нормы.

В частности, статья 29 закона предусматривает направление запроса на устранение ошибок только в случае обнаружения «несоответствия в информации и/или документах, представленных участником в тендерном предложении и/или предоставление которых требовалось тендерной документацией». При этом такие несоответствия должны касаться документов:

1) подтверждающих соответствие участника процедуры закупки квалификационным критериям согласно статье 16 закона;

2) подтверждающих права подписи тендерного предложения и/или договора о закупке.

Но можно ли считать, в частности, несоответствием предоставление копии не всех страниц документа? Отсутствие какого-то формального реквизита на справке (например, даты)? Поэтому сейчас вопрос, что именно следует считать несоответствиями, остается открытым.

Стоит отметить, что прямое значение слова «несоответствие» предполагает наличие разногласия, различной информации по одному и тому же вопросу. Поэтому нельзя исключать, что на практике несоответствием будет считаться только прямое противоречие в документах.

Среди критических нововведений, результаты которых пока трудно оценить, следует упомянуть новую «упрощенную» процедуру закупки. С одной стороны, ее необходимость является вполне очевидной. С другой, предусмотренные для этой процедуры сроки фактически делают ее закупкой «для своих». Ведь в течение определенных законом 5 рабочих дней для представления предложения найти закупку в системе и своевременно подготовить все документы сможет только компания, которая будет ежедневно мониторить площадку.

Другим спорным нововведением является создание централизованных организаций. Идея в принципе неплохая — дать возможность закупить стандартные для заказчиков товары централизованно по одной процедуре. Это позволит уменьшить стоимость (за счет большей оптовой скидки) и, теоретически, усилить контроль за «мелкими» закупками.

В то же время, каким образом будет действовать такая организация, должен определить Кабинет Министров Украины. Впрочем, учитывая украинские реалии государственных закупок, такая схема может стать просто новым централизованным инструментом для «освоения» бюджетных средств в увеличенном масштабе.

Новая редакция закона также содержит немало более мелких новелл, которые в основном направлены на совершенствование процедуры закупки в целом и закрытие выявленных в процессе деятельности пробелов. Впрочем, критических изменений в процедуре, которые бы существенно уменьшали возможности для оформления закупки «для своей» компании, принятый закон не содержит. Поэтому основная проблема процедуры госзакупок остается открытой.

Нерешенным остался и критический вопрос по совершенствованию деятельности органа обжалования. Ранее неоднократно высказывалось мнение, что Антимонопольный комитет Украины в рамках постоянно действующей коллегии физически не способен обслуживать весь массив жалоб со всей Украины, и заказчикам/жалобщикам из регионов не всегда удобно приезжать в Киев на рассмотрение жалобы. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос формирования территориальных органов обжалования, которые могли бы взять на себя жалобы по закупкам меньшей стоимости, разгрузив таким образом АМКУ. К сожалению, в этом направлении пока сдвигов нет.